Основу музейного собрания заложили коллекции национализированных окрестных усадеб (Петровское, Борисоглеб и Иловна, Сосновец, Тихвино-Никольское). В 1920–1930-х гг. их дополнили произведения искусства из столичных собраний, коллекции ликвидированных Мышкинского, Пошехонского и Мологского музеев. На протяжении всей своей деятельности музей ведет большую собирательскую работу, привозя из экспедиций, приобретая, получая в дар экспонаты своих многочисленных коллекций.
Х. Гольциус. Полигимния. Муза гимнов и песнопений. 1592 г.
Бумага, резец на меди. Собрание Михалковых в имении
Петровское Рыбинского уезда Ярославской губ.
Бумага, резец на меди. Собрание Михалковых в имении
Петровское Рыбинского уезда Ярославской губ.
Значительна коллекция зарубежного искусства – самая крупная в регионе. В ней выделяется раздел западноевропейской графики XVI–XIX вв.: работы мастеров Италии (Аг. Каррачи, О. Фиалетти, С. делла Белла, Дж.Б. Галеструцци), Нидерландов (Х. Гольциус, В. Сваненбург, К. Пасс), Германии (И. Майор, Х.В.Э. Дитрих), Франции (Р. Нантейль, Ж. Эделинк, К. Жилло, Ф. Буше) и Англии (Ф. Бартолоцци, Р. Ирлом, В. Грин). В разделе западноевропейской живописи наиболее полно представлены нидерландская, французская, немецкая и итальянская школы. Особого упоминания заслуживают произведения Б. Бренберга, Я.ван Хейсума, М. де Хондекутера, Х. ван Хове и А. Эдельфельта. В разделе западноевропейской скульптуры XVIII – XIX вв. выделяются работы П.Ф. Томира, Клодиона, А.Л. Бари, К. Фратэна.
А. Эдельфельт. Дети. 1881 г. Х., м.
Коллекция зарубежного прикладного искусства включает образцы продукции ведущих керамических центров Европы: майолики Фаэнцы, Губбио, Урбино, Кастелли, Савоны и Генуи ХVI – пер. пол. XVIII вв.; полуфаянсы Авона кон. XVI – XVII вв.; фаянсы Руана, Дельфта, Страсбурга кон. XVII – XVIII вв.; образцы немецкой керамики, каменный товар и фаянсы Веджвуда.
Ваза. Первая четверть XVIII в. Голландия, г. Дельфт.
Круг Ламбертуса ван Энхорна.
Фаянс, роспись кобальтом по оловянной глазури.
Круг Ламбертуса ван Энхорна.
Фаянс, роспись кобальтом по оловянной глазури.
Художественный фарфор представлен изделиями Мейсенской и Севрской (XVIII – нач. XIX вв.), Берлинской (XIX в.), Нимфенбургской и Копенгагенской (кон. XIX – нач. XX вв.) фарфоровых мануфактур.
Чашка. 1740-е гг. Саксония, г. Альбрехтсбург (Мейссен).
Фарфор, роспись надглазурная, полихромная, в рельефе.
Фарфор, роспись надглазурная, полихромная, в рельефе.
В разделе керамики стран Востока выделяются китайский фарфор эпох Цин и Мин, предметы японской керамики Сацума и Банко, образцы персидской и туркестанской керамики XIII, XVI – XIX вв., силезское и богемское стекло XVIII – XIX вв. Есть ценные образцы художественной обработки металла, мебель, дальневосточная резная кость, ткани, нумизматика.
Сосуд аптекарский с изображением Российского Двуглавого
Орла. Первая четверть XVIII в. Китай, провинция Гуандун,
г. Гуанчжоу. Фарфор, роспись надглазурная, полихромная.
Орла. Первая четверть XVIII в. Китай, провинция Гуандун,
г. Гуанчжоу. Фарфор, роспись надглазурная, полихромная.
Русская православная культура представлена коллекциями меднолитой пластики XI – XIX вв., книг кириллической печати XVII – XIX вв., иконописи, включающей как образцы древнерусского искусства XVI – XVII вв. («Спас оплечный», «Видение Иоанна Лествичника со сценами жития»; «Богоматерь Киккская» кисти Леонтия Тюменева), так и многочисленные произведения XVIII – нач. XX вв., изделиями в технике финифти, резьбой по дереву.
Л.Я. Тюменев.Икона Богоматерь Елеуса Киккская.
1693 г. Дерево, темпера.
1693 г. Дерево, темпера.
Собрание русского изобразительного искусства дает полное представление о его развитии в ХVIII – XX вв. Портретная живопись XVIII в. включает работы и ведущих мастеров этого жанра (И.Я. Вишняков, Ф.С. Рокотов, К.Л. Христинек), и менее известных авторов (Н. Абхази, Е.Д. Камеженков), а также провинциальных художников (А. Чащин, И.В. Шляхтенков). Первая половина XIX в. наряду с работами Ф.М. Матвеева и А.Г. Варнека представлена яркими образцами т.н. «купеческого портрета» (И.В. Баженов, И.В. Тарханов). Творчество мастеров середины – второй половины XIX в. представлено работами И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, В.В. Верещагина, К.Е. Маковского, А.А. Харламова, И.И. Шишкина. В коллекции русской живописи нач. ХХ в. – произведения С.Ю. Жуковского, П.П. Кончаловского, И.И. Бродского, собрание работ И.С. Далматова. Послереволюционный период представлен работами Р.Р. Френца, З.Н. Серебряковой, К.Н. Бритова, А.В. Учаева, местных художников (В.В. Трамзин, В.В. Тулин, Н.Д. Малафеев).
И.Я. Вишняков. Портрет Тишининой Ксении Ивановны.
1755 г. Х., м.
1755 г. Х., м.
В коллекции русской графики XVIII–XX вв. – произведения А.Н. Бенуа, В.И. Гау, И.Н. Крамского, В.В. Пукирева, И.Е. Репина, Н.Е. Сверчкова, Г.И. Семирадского, Н.К. Рериха, С.В. Чехонина, гравюры П. Пикарта, Е.П. Чемесова, Г.И. Скородумова, И.И. Шишкина. В разделе современной графики многочисленны работы рыбинских художников: от 20-х гг. (П.Т. Горбунцов, Т.И. Миссарин) до наших дней (М.П. Соловьев, С.В. Стукалин, В.А. Цаплин); выделяется значительное собрание работ Кукрыниксов, подаренное музею одним из авторов – Н.А. Соколовым.
Н.Е. Сверчков. Лошади в конюшне. 1887 г.
Бумага на картоне, акварель, белила.
Бумага на картоне, акварель, белила.
В собрании русского прикладного искусства XVIII–XIX вв. наиболее значительны коллекции фарфора (изделия ИФЗ, заводов Гарднера, Попова, Батенина, продукция небольших заводов – в том числе местного, в п. Песочное) и стекла (изделия ИСЗ, завода Бахметева, в т.ч. А.И. Вершинина).
Чашка с блюдцем. 1850-1870 гг. Россия.
Московская губ., Дмитровский уезд, пос. Вербилки (мануфактура Гарднера).
Фарфор, рельеф, золочение, крытье нисходящее.
Московская губ., Дмитровский уезд, пос. Вербилки (мануфактура Гарднера).
Фарфор, рельеф, золочение, крытье нисходящее.
Художественная и историческая части коллекции во многом взаимосвязаны. В собрании сложились значительные комплексы поступлений из усадеб Михалковых, Мусиных-Пушкиных, Лихачевых, включающие, наряду с документами и бытовыми предметами XVIII – XIX вв., и уникальные произведения искусства – фрагменты художественных коллекций, портреты из усадебных галерей.
Неизвестный художник.
Портрет Лихачевой Елизаветы Петровны.
1772 г. Х., м.
Собрание Лихачевых в усадьбе Сосновец Пошехонского уезда.
Портрет Лихачевой Елизаветы Петровны.
1772 г. Х., м.
Собрание Лихачевых в усадьбе Сосновец Пошехонского уезда.
Произведения народного искусства (пряничные доски, прялки, предметы народного костюма) в значительной степени составляют коллекцию изделий крестьянского быта XVIII – нач. XX вв.
Повойник. 1800-1850 гг.
Россия, Архангельская губ.
Штоф, холст, ситец, шитье золотное
в прикреп по карте, вышивка крестом.
Россия, Архангельская губ.
Штоф, холст, ситец, шитье золотное
в прикреп по карте, вышивка крестом.
Коллекции по истории города и края, персональные фонды земляков включают документы, фотографии, предметы быта и прочее.
Великий князь Владимир Александрович
в усадьбе Михалковых Петровское.
04.07.1899 г., с. Петровское, усадьба Михалковых.
в усадьбе Михалковых Петровское.
04.07.1899 г., с. Петровское, усадьба Михалковых.
Фонд археологии, пополняемый материалами из археологических раскопок домонгольского поселения Усть-Шексна, расположенного на территории современного города, включает предметы деятельности человека на территории края, начиная с древнейших времен.
Монета дирхем татарский.
XIII–XV в. Раскопки Усть-Шексна 2012 г.
XIII–XV в. Раскопки Усть-Шексна 2012 г.
В коллекции флоры и фауны края – чучела животных и птиц, ископаемые формы растений и животных. Среди последних специалисты выделяют отпечатки древних папоротников и плаунов, ископаемые остатки головоногих моллюсков (аммониты и белемниты), а также других древних беспозвоночных, отпечатки рыб, череп панцирноголового земноводного (тоозуха), части скелета мамонта, черепа первобытных бизонов и шерстистого носорога.
Гадюка обыкновенная. Vipera berus L.