С 16 февраля начинает работу фотовыставка «ПЕРМСКИЕ БОГИ. Образ. Место. Время». На выставке представлены фотографии храмовой деревянной скульптуры из коллекции Пермской государственной художественной галереи.
Пермская деревянная храмовая скульптура, с лёгкой руки А. В. Луначарского получившая образное название «пермские боги», – одна из титульных музейных коллекций Пермского края. На фотовыставке представлено около 50 наиболее значимых экспонатов из собрания Пермской государственной художественной галереи. Фотоработы принадлежат разным авторам: от знаменитого С. Прокудина-Горского и отцов-основателей Пермского музейного дела А. Сыропятова и Н. Серебренникова до известных современных московских и пермских фотохудожников С. Тартаковского, М. Каламкарова, С. Полывянного, А. Долматова, В. Заровнянных. У каждого фотографа своя «орфография» снимка, которая доносит авторское прочтение оригинала. Пейзажную и интерьерную среду на выставке создают виды храмов и прикамских ландшафтов, а архивные фотографии свидетельствуют о подвижническом труде первых исследователей и собирателей.
Сегодня искусствоведы спорят о происхождении скульптуры, говорят и о западном влиянии и о местном колорите, о профессионалах и любителях. Пермские скульптуры все расписные, нередко с позолотой и серебрением. Известно всего несколько фамилий резчиков и часто это работы конца ХIX в. Ранние и самые экспрессивные образы ХVII – ХVIII веков остаются пока без авторства. Скульптуру Бога Саваофа из Лысьвы знает весь мир. Ее смастерил столяр Дмитрий Домнин для храма Святой Троицы (1799 г.). Снимок, где Саваоф работы Домнина восседает на облаке в окружении коленопреклоненных ангелов, также представлен на выставке.
Спектр сюжетов скульптур большой – Спаситель в темнице, Распятие, Снятие с Креста, Положение во гроб (единственное в собрании), Господь Саваоф, образы святых и Силы небесные. Резные образы святых не раз попадали под запреты Синода, за исключением Распятия, обычно венчавшего иконостас или стоящего отдельно – в храме и в алтаре. Больше всего фотообразов ангелов – с рипидами, трубами, орудиями страстей, предстоящие, летящие и разного уровня исполнения. Выделяются эмоциональностью ангелы Страстного чина в облачениях, напоминающих мундиры петровских полков, вырезанные мастером Никоном Кирьяновым (1860 – 1906) из деревни Габово.
Самый трагичный образ пермской коллекции – Христос, сидящий в темнице. Эти фигуры обладают удивительным разнообразием выражений лика, поз, эмоций. Размещались они обычно у северной стены в особой темнице или нише. Трёхметровая темница с ангелами со страстными орудиями происходит из поселка Пашия. Пластика форм здесь убедительно передаёт состояние страдания, смирения и отрешённости Спасителя.
Любимейший в народе сюжет – святитель Николай Чудотворец Можайский с мечом и градом из сел Покчи и Чердыни. Это киотные скульптуры в рост человека. Именно с ними связано большое количество преданий местных жителей о чудесах исцелений.
Выставка работает с 16 февраля по 14 апреля 2024 г. в Мучном гостином дворе (Волжская набережная, 77).
Куратор выставки – Хохлова Ирина Львовна, искусствовед, заведующая художественным сектором экспозиционного отдела.
Дополнительная информация по телефонам: 8 (4855) 28-40-04; 28-39-63.