Великая Отечественная война оказала ведущее влияние на развитие советской моды 1940-х гг. Основными характеристиками одежды этого времени стали простота и господство военного стиля. Внешний облик женщин отличался все большей строгостью, вычурность предыдущих лет уходила в прошлое. С ухудшением экономической ситуации множество людей вынуждены были заняться перешивом вещей. В условиях карточной системы распределения товаров выбор ткани был ограничен. Сырье старались расходовать осторожно, в результате длина женских нарядов становилась короче.
Важнейшей характеристикой десятилетия стало преобладание x-образного силуэта с широкими плечевым поясом и узкой талией. Типичные костюмы стали напоминать мужскую форму. Жакеты имели квадратные плечи с подплечниками, ремни изготавливались подобно армейским, карманы шили расширенными. Другими общеупотребительными деталями отделки были складки на спине, хлястики и небольшие погоны. Ансамбль дополняла слегка расклешенная юбка. Облик женщины приобретал мужественный и даже героический вид.
По контрасту с костюмами, покрой платьев и блузок акцентировали мягкость и очарование. Этому способствовали присборенные рукава в форме фонарика, подчеркнутая линия талии, воланы, защипы на кокетке, а также белые кружевные воротнички. Часто их делали из ткани в мелкий рисунок в цветочек или горошек.
В верхней одежде стали популярны расширяющиеся к низу фасоны с рукавом реглан. Двубортные приталенные модели с поясом были известны под названием «принцесса». Для пошива пальто брали теплые материалы — габардин, сукно, шерсть-бостон и драп.
В вечерней моде главенствовало направление романтизм. От кроя нарядов по косой пришлось отказаться из-за неэкономичности, хотя небольшие драпировки продолжали использоваться. В вечерних платьях господствует слегка расклешенный силуэт с плотно прилегающим лифом и декольте. Основным дополнением выходного туалета была меховая горжетка или манто. Среди ювелирных украшений предпочтение отдавалось бусам и крупным брошам.
Несмотря на тяжелое положение внутри страны, именно в 1940-е гг. произошло зарождения советской индустрии моды. В середине декады в Москве на Кузнецком Мосту был открыт Общесоюзный дом моделей, появились первые дефиле, вновь начали печататься журналы с изображением новинок одежды. В это же время на государственном уровне начинает разрабатываться социологическая концепция о месте стиля в жизни советского человека.
Фотографии из собрания музея:
Важная роль в создании модного женского образа отводилась аксессуарам.
Правила хорошего тона эпохи диктовали, что женщины должны появляться с покрытой головой на воздухе. Среди распространенных фасонов головных уборов — шляпы из фетра и соломы, а также небольшие береты.
Популярная конструкция обуви — босоножки на платформе и невысоком прямоугольном каблуке. Их украшали необычными сочетаниями различных фактур и переплетениями ремешков. Модной зимней обувью были элегантные полусапожки. Внутри и снаружи ботиночки оторачивались мехом, по бокам отделывались декоративными строчками и перфорацией. Хорошую пару было невероятно сложно достать. Поэтому чаще всего женщины довольствовались валенками и бурками, высокими войлочными сапогами с кожаной отделкой и подошвой. Последние были в особенности удобны, во влажную погоду поверх них надевали резиновые галоши.
По этикету на улице невозможно было находиться без чулков, однако в условиях дефицита они превратились в настоящую роскошь. Изделия из тонкого фильдеперса можно было купить лишь на черном рынке. Иллюзия их наличия на ноге создавалась за счет рисунка стрелки и пятки на коже.
Одним из основных аксессуаром ежедневной носки стала сумка. По сравнению с прошлым десятилетием ее форма не претерпела особых изменений и напоминала ридикюль или кошелек с металлической застежкой.
Завершала облик женщины аккуратная прическа. Представительницы прекрасного пола стали отращивать волосы и зачесывать их валиком надо лбом. Причудливые укладки контрастировали со строгими линиями костюма, походившего на военную форму. Финальный штрих изысканному образу придавали духи — «Кармен», «Красная Москва» или «Ландыш серебристый».
В самые сложные периоды войны женщины стремились быть красивыми. Их возможности приобщиться к новинкам модной индустрии сильно различались в зависимости от достатка и места проживания.
Фотографии из собрания музея:
Ознакомиться с художественной коллекцией музея http://iss.rybmuseum.ru/