3 июня отмечают Всемирный день велосипеда.
Сколько лет велосипеду, установить трудно. Вокруг него ходит множество легенд и откровенных выдумок. От байки про средневековых рыцарей на велосипедах до рассказа о «русском самородке» Артамонове, который за свое изобретение якобы получил свободу лично от Александра I, позабавив самодержца на коронации ездой на чугунном двухколесном чуде.
Достоверно же известно, что в 1817 году немецкий барон Карл фон Дрез запатентовал «машину для бега» (нем. - «laufmaschine»), которая вскоре по его фамилии была названа «дрезина». «Лауфмашина» Дреза давно канула в Лету, уж очень она была неудобна: ни педалей, ни цепей, ни тормоза, ни дутых шин на колесах. Все эти усовершенствования добавлялись в течение XIX века, во второй половине которого катание на велосипедах стало уже настолько привлекательным занятием, что им заинтересовались состоятельные граждане, имевшие достаточно времени и средств для досуга.
В России уже в 60-х годах XIX века первые велосипеды появились в Москве, но не на улицах. Это было категорически запрещено, так как велосипед мог испугать основной вид транспорта – лошадей. Состоятельные москвичи, решившие приобщиться к мировым тенденциям, осваивали езду на велосипеде у себя дома, часто в зале, или на закрытом дворе. Постепенно любители нового образа времяпрепровождения начали объединяться, поскольку иначе выбраться на улицы Москвы шансов не было. А платить несколько сотен рублей (велосипеды стоили очень дорого, на такие деньги семейство могло прожить год) за возможность поколесить у себя в палисаднике или в зале было как-то обидно.
Ко всему прочему, любовь к велосипедному спорту была не только средством поддерживать здоровье, но и отличным способом завести нужные знакомства.
Но в 1870 - 80 годах езда по городским улицам на велосипедах во всех городах Российской империи строго запрещалась.
Тем не менее, 15 сентября 1888 года в Московский Клуб Велосипедистов приняли первую женщину, что послужило поводом для пересудов на страницах газет и журналов. Еще бы! Ведь это был первый случай, когда представительница слабого пола вошла на равных правах с мужчинами в спортивный клуб.
Только летом 1892 года выпустили циркуляр, разрешающий езду на велосипеде по Петербургу. Вслед за столицей, велосипедную езду разрешили во всех городах России.
По данным, опубликованным в 1897 году, в России была официально зарегистрирована 91 велосипедная организация.
Чтобы получить велосипедные права, нужно было сдать экзамен в полицейском участке: показать, что умеешь управлять велосипедом и разбираешься в правилах дорожного движения. Без звонка и фонаря езда была запрещена. Нельзя было выпускать руль из рук, садиться на велосипед в состоянии подпития, и превышать скорость более 12 км в час.
Несмотря на все сложности, это новое модное увлечение нашло отклик и в сердцах представителей интеллигенции нашего края: уже «в 1889 году житель Мологи, одного из уездных центров Ярославской губернии, написал в газете «Ярославские губернские ведомости»: - И в нашем богоспасаемом городе блеснул луч цивилизации в виде велосипедного спорта. У нас появился необыкновенный всадник, быстро перемещающийся ни пешком, ни на лошади. «Что за диво, говорят жители, уж не нечистая ли сила пошаливает!» Но это была не нечистая сила, а местный аптекарь. «Конь», на котором он ездил, был диковинный: переднее колесо в диаметре около сажени (2,13 метра), а заднее – очень маленькое.
В конце XIX века в Рыбинске и Рыбинском уезде насчитывалось несколько десятков любителей велосипедной езды. В основном это были дворяне: полковник Афиноген Петрович Фирсов, ротмистр Александр Антонович Левандовский, нотариус Федор Андреевич Губченко, владелец усадьбы Николай Николаевич Сабанеев и другие. Увлекался велосипедной ездой и рыбинский купец, будущий городской голова Константин Иванович Расторгуев.
Среди любителей велосипеда Рыбинского края не могла не родиться идея объединения.
13 марта 1895 года заместитель министра внутренних дел Николай Игнатьевич Шебеко
утвердил устав кружка любителей велосипедной езды в Рыбинске.
Днем открытия кружка считается 9 июля 1895 года. Тогда же состоялось учредительное собрание рыбинских любителей велосипеда.
Цель кружка: «служить центром взаимного сближения лиц, любящих езду на велосипеде и вообще сочувствующих распространению этого спорта».
Для достижения этой цели кружок устраивал катанья, экскурсии и чтения по предметам, касающимся велосипедного спорта.
Кружок стал первой физкультурно-спортивной организацией в истории Рыбинского края.
Первым председателем выбрали владельца усадьбы Петровское Сергея Владимировича Михалкова.
28 июля 1895 года ярославский вице-губернатор утвердил Правила для членов велосипедного кружка. По сути это были первые в истории Рыбинска и Рыбинского уезда Правила дорожного движения.
9 августа 1915 года в городе прошли Большие велосипедные гонки. Кроме местных спортсменов, в состязаниях участвовали лучшая гонщица Ярославля – Верина, чемпион Ярославля Кремлев, чемпион Вологды Хрулев, победитель Российской Олимпиады в Риге Р. Плуме, выигравший соревнования».
За последние сто лет популярность велосипедов переживала свои пики и спады. Начиная с 1905 года популярность велосипедов начала падать из-за развития автомобильного транспорта. Было время, велосипед воспринимали как игрушку для детей. Но постепенно велосипеды снова стали входить в моду, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем.
Использованы материалы А. Б. Козлова.
Портрет супругов Михалковых. Конец XIX в. А.В. Михалкова и Н.И. Хлебникова с велосипедами у лестницы дома в усадьбе Петровское.
Конец 1890-х гг.
Поющие гитары. Песенка велосипедистов
Ознакомиться с художественной коллекцией музея http://iss.rybmuseum.ru/