Трудно поверить, что эти листки бумаги с чёрно-белым изображением созданы более четырёх столетий назад!
А на них изображены музы – те древние богини, покровительницы наук и искусств, которые, собственно и дали имя МУЗеям, как Рыбинскому, так и всем остальным. Древние греки насчитывали их девять и изображения всех девяти есть в музейном собрании, вот только в музейной экспозиции они редкие гости – боится дневного света хрупкая четырёхсотлетняя бумага.
Автором этих гравюр был выдающийся голландский мастер Хендрик Гольциус (1558, Брюгген под Фенло, Лимбург – 1 января 1617, Харлем) – нидерландский художник, представитель маньеризма.
Ребёнком упал на горящие угли, изуродовал себе правую руку (впоследствии сделал несколько блестящих графических этюдов покалеченной руки). Учился витражному искусству у отца, позже — у Ламберта Ломбарда, с 1575 учился гравировальному мастерству. В 1577 поселился в Харлеме. В 21 год женился на много старшей себя, но богатой вдове, что дало ему экономическую самостоятельность. Тем не менее, он в 1590 сбежал от неё, путешествовал по Германии и Италии, где открыл для себя творчество Рафаэля, но особенно впечатлился работами Микеланджело. Оставил портрет Джамболоньи (1591).
В 1600 возглавил Харлемскую академию живописи. С этого же времени выступил как живописец и, хотя начал поздно, оставил ряд замечательных работ (Даная, 1603, и др.). Гораздо более он был известен современникам как виртуозный гравёр. Среди прочего, он гравировал картины знаменитого в ту пору мастера Бартоломеуса Шпрангера, Корнелиса Харлемского и др.
В числе учеников был Питер де Йоде-старший.
Хендрик Гольциус умер 1 января 1617 года в городе Харлеме.
Его значение в развитии резцовой гравюры сопоставимо с ролью таких знаменитых мастеров как Альбрехт Дюрер до него или Рембандт. Гольциус освоил виртуозную технику итальянских мастеров, которые, однако, видели в гравюре лишь способ воспроизведения «картин маслом». Голландский же мастер разрабатывал на её основе собственный художественный язык, свойственный именно гравюре. Он никогда не знал покоя, находясь в постоянном художественном поиске идеальной манеры гравирования. А когда в 1600-м году мастеру отказала повреждённая в детстве правая рука, он переключился на живопись, в которой тоже достиг немалых успехов.
Серия изображений муз была выполнена им в 1592 году после путешествия в Италию.
Кто же собрал в Рыбинском музее всю серию интересного мастера? К слову сказать, в Эрмитаже их только половина. В музей музы попали в 1920 году из усадьбы Михалковых Петровское. Это по-своему символично. Последний из Михалковых, владевших усадьбой, Сергей Владимирович, мечтал устроить в усадьбе настоящий общедоступный музей, но скоропостижно умер в 1905 году. Однако его мечта была подхвачена через несколько лет и вылилась в создание Рыбинского музея, где теперь и живут музы Хендрика Гольциуса.
1 гравюра.
Кли́о (др.-греч. Κλειώ, лат. Clio, «дарующая славу») – муза истории в древнегреческий мифологии. Дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос).
Одна из 9 олимпийских муз. По одной из версий, дочь Геи.
Клио стыдила Афродиту за любовь к Адонису, в отместку та внушила ей любовь к Пиеру, от которого она родила сына Гиакинфа.
Изображена в виде сидящей девушки, в левой руке она держит чернильницу и дощечку для письма, в правой – писчую грифельную палочку.
Хендрик Гольциус. Клио. Муза истории. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28,4 х 19,8 см
2 гравюра.
Мельпомена (гоеч. – поющая) сначала считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. В отличие от традиционных канонов, где она изображалась с трагической маской в одной руке и палицей – в другой, на гравюре Гольциуса Мельпомена изображена в виде молодой женщины с искусно завязанной лентой на голове, в одной руке она держит рожок, в другой – развёрнутый свиток.
Хендрик Гольциус. Мельпомена. Муза трагедии. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28,4 х 19,7 см
3 гравюра.
Полигимния – сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, торжественных песнопений, ей приписывают изобретение лиры. Изображена в виде молодой женщины с распущенными волосами, собранными лентой. В левой руке муза держит развёрнутый свиток, в правой – кадуцей.
Слово "кадуцей" в переводе с греческого означает посох вестника, знак его полномочий. Это жезл, обвитый двумя змеями и увенчанный крыльями. Он — символ власти, силы и могущества, это вертикаль, ось мира, по которой между небом и землёй могут перемещаться боги – посланники и посредники. Крылья символизируют воздушность, способность пересекать любые границы. Двойная спираль, сформированная змеями, – символ космической энергии, двойственности и единства противоположностей. Сами змеи – плодотворные силы земного и потустороннего миров.
Полигимния покровительствовала людям, изучающим риторику и ораторское искусство. Она помогала познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но можно ранить и убить.
Хендрик Гольциус. Полигимния. Муза гимнов и песнопений. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28,2 х 20,3 см
4 гравюра.
Урания – муза астрономии – изображена в виде сидящей молодой женщины, её взгляд устремлён к небу. Левой рукой муза придерживает лежащий у неё на коленях большой шар, символизирующий небесный свод; в правой руке она держит угломер. Слева у камня, на котором сидит муза, лежат книга и астрономическая сфера. С XVII века Урания изображалась с полумесяцем из звёзд на голове.
Существуют мифы, в которых Урания считалась воплощением возвышенной, небесной любви.
Хендрик Гольциус. Урания. Муза астрономии. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28,8 х 19,8 см
5 гравюра.
Эвтерпа – одна из девяти муз, покровительница лирической поэзии – изображена в виде сидящей в непринуждённой позе молодой женщины, играющей на флейте. У её ног лежат две нераскрытые книги и музыкальный духовой инструмент в виде трубы. Традиционно эта муза изображалась с лирой.
Хендрик Гольциус. Эвтерпа. Муза лирической поэзии, музыки, песен. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28,6 х 19,9 см
6 гравюра.
Талия – покровительница комедии и лёгкой поэзии. Изображена в виде сидящей молодой женщины, в правой руке она держит театральный жезл, увенчанный головой безбородого сатира, в левой – свисток. Начиная с XVII века Талия изображалась с комической маской.
Хендрик Гольциус. Талия. Муза комедии. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 27,6 х 19,3 см
7 гравюра.
Терпсихора (греч. – наслаждающаяся хороводами) считалась музой хорового пения и танца. Изображена в виде молодой женщины, сидящей на камне и играющей на лютне. Слева на земле лежат раскрытая нотная тетрадь и кифара (разновидность лиры).
Древние греки понимали танец очень широко, рассматривая его как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство. Эта муза воплощала гармонию между внешним и внутренним, между душой и телом.
Хендрик Гольциус. Терпсихора. Муза танца. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28,5 х 20 см
8 гравюра.
Каллиопа (греч. – прекрасноголосая) – муза эпической поэзии и вообще знания. Изображена с раскрытой на коленях книгой. Слева на земле у камня, на котором она сидит, лежат две книги, одна на другой, и дощечка с начертанными на ней письменами. В более ранних изображениях этой музы атрибутами были вощёная дощечка или свисток и стил (грифельная палочка для письма).
Эта муза считалась ещё и покровительницей красноречия; она вызывала чувство жертвенности, побуждающее человека преодолевать свой эгоизм и страх перед судьбой.
Хендрик Гольциус. Каллиопа. Муза эпической поэзии. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28 х 19 см
9 гравюра.
Эрато – муза любовной поэзии, а также геометрии и мимики. Традиционно изображалась с тамбурином, лирой или кифарой в руке. На гравюре Гольциуса изображена с атрибутами, свойственными музе геометрии: в левой руке у неё шар, в правой – циркуль, у ног лежит угломерная линейка.
Хендрик Гольциус. Эрато. Муза геометрии. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28,6 х 19,9 см
Ознакомиться с художественной коллекцией музея http://iss.rybmuseum.ru/